КВК

В эпоху 90-х зареченские телевизионщики были настоящими кумирами своего поколения.

Принято считать, что история местного телевидения началась в декабре 1990 г., когда в городе было зарегистрировано малое предприятие «Кабельный видеоканал». Оно располагалось на 12-м этаже жилого дома по адресу: Проспект 30-летию Победы, д. 43.

Однако на самом деле родиной телевидения в Заречном можно считать дом №73 по ул. Ленина. Именно здесь в конце 80-х несколько предприимчивых ребят решили в виде эксперимента подключить несколько соседних домов к одной кабельной сети и показывать ее абонентам видеофильмы – боевики, фантастику, эротику – все, что было доступным в то время. Они назвали себя – «Кабельный видеоканал», установили абонентскую плату за подключение и просмотр программы – 10 рублей (дороговато, но оно того стоило).

Дом по ул. Ленина, 73

Дом по ул. Ленина, 73

Логичным продолжением этой частной инициативы стало создание юридического лица – малого предприятия, у истоков которого стояли бывший директор зареченского филиала Рембыттехники Николай Александрович Юматов и инженер Александр Иванович Храмеев. Под размещение этой конторы руководство города выделило две квартиры – 2-х и 3-хкомнатную, правда – в разных концах города.

Теперь для налаживания качественной телетрансляции нужна была точка с хорошим приемом сигнала. Этим требованиям по всем параметрам подходила высотка по Проспекту 30-летия Победы, дом №43. На 12-м этаже в одном крыле, как по заказу, находились две квартиры. С жильцами не без проблем удалось договориться по поводу обмена и переезда. В соседних комнатах разместились передающая станция и студия, на крыше появилась спутниковая антенна – процесс, что называется, пошел.

Первая кабельная сеть объединила три «свечки» рядом с кинотеатром «Россия».  Каждый дом подключали только после общего собрания жильцов, когда они все вместе решали, нужно им это или нет. Убеждали, иногда даже упрашивали – не все понимали преимущества нового дела.

Первым фильмом, показанным в эфире КВК, стал французский «Граф Монте-Кристо» с Жаном Маре в главной роли. За считанные месяцы сформировался хороший архив видеофильмов, их закупали их отовсюду – и в Пензе, и в Москве на «Горбушке». Предпочитали новые, качественные иностранные видео; совсем уж откровенной «чернухой» брезговали, не брали.

Вскоре вечернюю программу дополнили местные новости. Репортеры снимали официальные мероприятия и городские происшествия, монтировали все это на простеньком оборудовании и пускали в эфир. Появились и собственные программы – «Надо» и «Поздравляем». У молодежи пользовались спросом программы спутникового телевидения: их было множество, и все – на иностранном языке.

Фотографии из архива В.А. Кшуманева

Фотографии из архива В.А. Кшуманева

 

 

Не будет преувеличением сказать, что зареченские телевизионщики были настоящими кумирами своего поколения. В городе их узнавали в лицо, им жаловались на улицах и просили о помощи, им завидовали и им подражали. Они были своими, первыми и любимыми: Александр Куприянов, Вадим Кондратьев, Ильдар Абульханов, Андрей Черняков, Владимир Комратов, Светлана Буянина, Владимир Кшуманев, Татьяна Никонова, Геннадий Рузов, Валерий Рогозин, Дмитрий Фролов.

Это были подлинные энтузиасты своего дела и выдающиеся профессионалы. Без них Заречный «девяностых» – не Заречный. Они верили в то, что город достоин своего телевидения – авторского, яркого, актуального и острого, со своей зрительской аудиторией. Приятно, что в наши дни эта мечта стали реальностью.

"КВК - 5 лет!" Фильм снят к первому юбилею Кабельного видеоканала г. Заречного
"КВК - 5 лет!" Фильм снят к первому юбилею Кабельного видеоканала г. Заречного

Читайте также

Вспоминает Александр Иванович Храмеев, заместитель генерального директора МП «КВК»

С детства я занимался радиотехникой. И потом в армии все время работал с техникой, точнее – с электронными системами вооружений. После службы вернулся в родной Смоленск, оттуда перебрался в Пензу-19. Закончил институт, работал на ППЗ, в 17-м отделении. Был членом ВЛКСМ, потом – КПСС, являлся зам. секретаря парткома отделения. Потом мне предложили перейти в орготдел горкома КПСС, который занимался подготовкой документов, заседаний, пленумов и т.д.

Наступили сложные годы, в горкоме началась тряска, мне это не нравилось. И тут на Микрорайоне, в районе ул. Молодежной, рядом с 222-й и 224-й школами, появилась группа молодых энтузиастов… Раньше на Ленина 18 Б, где сейчас ТРК «Заречный», располагался цех пензенской Рембыттехники, занимавшийся ремонтом телерадиоаппаратуры. Директором там был Николай Александрович Юматов. Мы с ним жили в одном доме на Ленина, 63. Еще был Виктор Васильевич Боков, он в этом же цехе занимался эксплуатацией и обслуживанием телевизионных антенн. В то время это была очень востребованная услуга, от граждан поступало много жалоб на плохой прием сигнала.

И они стали делать вот что. Раньше было как: «один подъезд – одна антенна», а они начали ставить усилители и объединять кабелем несколько подъездов. И прием шел от одного хорошего сигнала. Получались такие крупные телесистемы. Сейчас этого не понять, но тогда ведь в разных точках города был разный прием сигнала. Например, очень плохо с ним было на ул. Заречной: там за счет леса шел отраженный сигнал…

У Виктора Васильевича была группа ребят по обслуживанию коллективных антенн. Потом Юматов уволился и тоже стал с ними работать. База у них находилась по адресу: ул. Ленина, д. 73. В последнем подъезде была комната для лифтеров. И они в этой комнате организовали такое дело…

Приобрели свой видеомагнитофон «ВМ-12», шесть или семь домов подключили по кабельному каналу. И, не соврать, по 10 рублей в месяц обозначили стоимость подключения и просмотра этого канала. Никаких новостей не было, гнали то, что было доступно на видеокассетах. Вечером – боевики, ночью – эротика…. Было это где-то в 1989-90 гг.

Из коллекции МУК "МВЦ" г. Заречного. Видеомагнитофон "ВМ-12"

Из коллекции МУК "МВЦ" г. Заречного. Видеомагнитофон "ВМ-12"

Что касается реакции на это Горкома партии, то здесь было так. В город шел поток видеокассет, каких только фильмов на них не было записано. В «Космосе» открылся первый видеосалон, туда по вечерам целый зал набивался. Народ осваивался после затишья, смотрел иностранные фильмы. И мастная власть не понимала, что с этим делать. Создали целую комиссию. Помню, как разбирали фильм «Девять с половиной недель». Посмотрели его вместе, стали высказываться. Кто-то говорил, что это – открытая «порнуха». Я сказал так, что юридически непонятно, что это. Вроде бы, каких-то откровенных сцен я там не увидел. На этом в итоге и порешили.

Ну, конечно, и время было такое… Пресса об этом уже писала, телевидение показывало вовсю…

Ребята назвали себя «Кабельный видеоканал». Юридически это не было оформлено. Не организация, не кооператив, чистая инициатива. Они отчасти прикрывались тем, что работают от Рембыттехники, а это – пензенская организация.

Потом я уволился из Горкома и тоже подключился к этому каналу. Как-то раз мы встретились в их помещении, обстоятельно поговорили. Я предложил им создать предприятие. Н.А. Юматов эту идею поддержал. Говорит: «Ты знаешь вход в Горисполком. Узнай, поговори, с кем нужно». В это время уже действовало Постановление Правительства СССР о поддержке кооперативов и малых предприятий. Им гарантировались серьезные льготы: например, на первые два года они освобождались от налогов. И еще можно было выбить какие-то субсидии – лишь бы это подтверждалось конкретными делами.

Подготовили документы, Устав. Был споры – каким его делать – частным или с учредителями в лице города. Первоначального капитала у нас не было.  Это ребята, которые открывали частный бизнес, брали деньги, открывали магазинчик, раскручивались и т.д. А у нас это было совершенно новое, неизведанное и непонятное. Получится или не получится?..

У власти тогда были хорошие люди – Первушин, Кузнецов; они пообещали поддержку новому городскому СМИ. Но нам все равно были нужны деньги, тысяч 50 мы тогда просили. Пошли к Раисе Михайловне Тихоновой, главному экономисту. Она говорит – что же мы вам, просто так деньги дадим? Давайте учредительный договор. Мы подготовили, нам выделили деньги.

И встал другой вопрос – где нам теперь располагаться? Нужна была точка, где был хороший прием сигнала. Виктор Васильевич подумал и говорит: «По всем параметрам подходит 43-й дом, 12-этажка по Проспекту 30-летия Победы».

Проспект 30-летия Победы, д. 43 (слева)

Проспект 30-летия Победы, д. 43 (слева)

Получили документы, сертификаты, сделали проект, рассчитали смету – кабели, усилители. Выяснилась, что нужны будут минимум две квартиры.

На 12-м этаже были две двухкомнатные квартиры, в одном крыле. Пришли в одну, там мужчина с женщиной: «Мы уезжать из этого дома не хотим, привыкли…» Ну, что делать? А нам из городского фонда выделили две квартиры – 2-х и 3-хкомнатную. Но в разных концах города. И мы еще раз обошли весь дом, на 6-м этаже нашлась женщина,  которая хотела съехать… Здорово! Перевозим туда семью с 12-го этажа, помогаем с ремонтом. Следующая квартира – там еще больше уперлись, женщина – одна с маленькими детишками. Я ей говорю: «Возьмите трехкомнатную вместо двушки! У вас же дети подрастут, пригодится». Все-таки нашли ей квартиру в соседнем доме, а жильцы оттуда переехали на ул. Мира. Добились своего.

У нас были хорошие отношения с Пензой, с их передающим центром. Первая наша головная станция была рассчитана всего на шесть каналов. У нас были: два федеральных канала, потом появился НТВ, в Пензе развивался 11-й канал. Через Мокшан принимали слабенький ТВ-6 – питерский, совершенно новый по формату.

Станция у нас разместилась в одной комнате вместе с передающим узлом. В соседней  решили сделать студию. А все это нужно чем-то комплектовать. Подготовили смету, идем к Н.Г. Васильченко, он не отказал.

А.И. Храмеев за рабочим столом

А.И. Храмеев за рабочим столом

Стали прокладывать кабель. Каждый дом подключали после общего собрания жильцов, когда они решали, нужно им это или нет. Убеждали, иногда даже упрашивали.

Первая сеть объединила три «свечки» рядом с Россией. За оборудованием мы специально ездили в командировки по закрытым городам. Никто ничего не знал, опыта ни у кого не было. А тут еще развал экономики, все рушится, тот же кабель найти негде. Даже из подмосковного Королева мы его привозили, кусками по несколько метров.

Потихоньку появлялась редакция – Саша Куприянов, Вадим Кондратьев, Ильдар Абульханов, Андрей Черняков. Он работал на компьютерах. Хотя, как таковых компьютеров сначала не было, были игровые приставки «Спектрум», первую графику делали через них. Потом у нас появилась «Сура», с картинками уровня «Тетриса».

Стали думать о своем канале. А что показывать? Первый фильм, который мы пустили в трансляцию, был «Граф Монте-Кристо» - французский, с Жаном Марэ.

Камеру купили в Пензе, окольными путями, в Арбеково. Собрали большие деньги, 45 тысяч – и вот она, «Хитачи», наша первая камера. К ней – видеомагнитофон «ВМ-12». Еще – микрофоны. Вот и все оборудование. С камеры переписывали записи на видеомагнитофон.

Снимали заседания Совета народных депутатов. Первым диктором у нас был Володя Комратов Потом его сменил Андрей Черняков. Его же посадили на программу «Поздравляю». Купер с Вадимом писали текстовку. Потом у нас появилась Светлана Буяненко. Очень энергичная, целеустремленная, пробивная.

Коллектив МУП "КВК". Фото из архива А.И. Храмеева

Коллектив МУП "КВК". Фото из архива А.И. Храмеева

В поисках аппаратуры вышли на одну зарубежную фирму, японскую, она занималась поставками оборудования. Оттуда прислали нам договор на трех языках. А оплату нужно делать в йенах. Собрание депутатов выделило нам деньги, через банк пересчитали, обменяли, отослали. Месяца через два приходит большая посылка: видеокамера, два видеомагнотофона (один как плеер, другой – с рекордером) и микрофоны. Появилась возможность монтажа. Пошла полноценная запись в студии, с приглашением гостей. Запустили новую программу «Надо». Стали вступать в городские программы, оттуда выделялись деньги на ремонт и обслуживание коллективных антенн, обустройство студии (свет, реквизит). Коллектив пополнялся новыми людьми.

Решили объединить свою сеть с Микрорайоном. Поехали в Рембыттехнику, поговорили по поводу ребят. Их директор согласился – но с условием, что мы обязательно трудоустроим всех этих людей. Да не вопрос, конечно! Бесплатно нам передали аппаратуру.

И первое время было так: вечером кассета с новостями идет у нас, на второй  - переходит к Микрорайону и они показывают ее на свою сеть. Впоследствии мы «шли» друг навстречу другу, подключали все новые дома, и в итоге соединились.

По уставу мы назывались: малое предприятие «Кабельный видеоканал» (КВК)». Находилось на балансе города, учредителем был Горисполком.

Аппаратура все время улучшалась. Появилась камера «Панасоник», кассеты из VHS перешли в формат S-VHS. Компьютерная техника от «Суры», где можно было лишь напечатать текстуру какую-то, перешла к более современным машинам.

Заставка программы "События недели"
Заставка программы "События недели"

Нашему энтузиазму не было преград. Это потом нас начали душить различные контролирующие инстанции. Да, мы, как и все, получали в Москве вещательную лицензию и иные необходимые документы. Были проверки Россвязьнадзора, мы устраняли все замечания. Но у чиновников не было этого рвения – ага, мы сейчас тебя закроем. Исправьте и работайте – вот как нам говорили.

Это было время, которое помогало развиваться. Чего не хватает сегодня, когда все опутаны сплошными ограничениями бесконечных контролирующих инстанций.

Развивалось спутниковое телевидение. Первая антенна появилась в 1993 году, по-моему. Во время событий у Белого дома в Москве все телеканалы были закрыты, а мы через спутник ловили «SuperChannel» на английском языке, они вели прямую трансляцию событий. И мы транслировали их на Заречный. Вообще, по спутнику было очень много каналов, но все – на иностранных языках.

В Горьком в ходе конверсии закрывался завод, он делал радиорелейные антенны. Съездили туда, договорились, привезли трехметровую антенну. Огромная была проблема – как-то поднять ее на 12-й этаж. Она, хоть и алюминиевая, но под 300 кг весит. А подставка под нее – еще тяжелее.

Договорился со строителями, они предложили поднять лебедкой. Привезли – а она не работает, сломалась. Мы всеми мужиками – бегом на крышу, стали поднимать вручную. Снизу оттягивали антенну, чтобы по окнам не ударила. И потихоньку… Она подошла к парапету, ее надо еще больше оттянуть. Привязали человека, держали его за ноги, и он руками выдвигал антенну вперед – и перевалили ее туда... И потом – еще раз, все то же самое.

Мы все время выезжали куда-то: учились, перенимали опыт – у операторов, журналистов, юристов. Завязывали полезные знакомства.

Государственная аэрокосмическая корпорация передала нам в безвозмездное пользование свой антенно-передающий комплекс. Потом они ее списали и она осталась у нас. Через нее принимали и транслировали телепрограммы из пакета «АСТ». В Гродно договаривались о поставке новых станций.

Сформировался хороший архив видеофильмов, мы закупали их отовсюду – и в Пензе, и в Москве на «Горбушке». Предпочитали новые, качественные видео; откровенную «чернуху» и «порнуху» не брали.

Чуть позже решили сделать еще один ретро-канал. Один канал передавал новости и современные фильмы. А отдельным каналом шли ретро-показы.

В то время наши новости смотрели, потому что они были «живыми». Приглашали известных и интересных людей. Снимали живые репортажи: стоит, например, тетка, и незаконно продает рыбу. Ага, ну-ка, возьмем у нее интервью! Шли на довольно острые вещи. Не так, чтобы спровоцировать конфликт, но и острые углы не сглаживали.

Вроде бы, нашим учредителем был город, но он в нашу работу не лез совершенно. Свобода СМИ была нормой.

Рабочие будни журналиста КВК
Рабочие будни журналиста КВК

В 1996 г. сменилось руководство, города. Новым директором был назначен Игорь Вячеславович Полаев. Старая команда сразу же почти вся уволилась. Татьяна Никонова ушла директором на пензенский «Экспресс». И к ней ушли: Юматов, Ильдар и Куприянов. Володя Кшуманев ушел на 11 канал. Взамен к нам привезли журналистов из Пензы.

Новый директор сразу же поставил вопрос о том, что 12-й этаж в жилом доме – это совершенно не наш вариант. Для компании нужно искать новое помещение.

И он решил вопрос с городом о переезде в здание на ул. Ленина, 18 Б. Как мы уже говорили, там находилась Рембыттехника, цех по ремонту аппаратуры. Все это уже разваливалось, часть здания они отдали коммерсантам: с одной стороны – магазин «Бастион», с другой – вино-водочный. Еще были игровые автоматы, в заднем пристрое – «Аврора» с канцтоварами.

Это здание нам разрешили занять при условии, что мы станем муниципальным унитарным предприятием. Стали называться: МУП «Телерадиокомпания «Заречный». К нам присоединилось городское радиовещание и цех по ремонту телерадиоаппаратуры.

Проложили кабель, перевезли головную станцию, аппаратуру. Начали делать прямые эфиры. Влезли в дополнительные программы, потом – сделали ремонт, смонтировали новую студию.

И стали работать… Выезжали в библиотеку, проводили круглые столы. В кафе «Чайка» сделали программу «Споем всей семьей», с призами от спонсоров…

В «девяностые» на ТРК «Заречный» выходила в эфир детская передача «Студия Ю». И один из выпусков мы с удовольствием предлагаем  вам к просмотру (видео из архива К. Андреева)
В «девяностые» на ТРК «Заречный» выходила в эфир детская передача «Студия Ю». И один из выпусков мы с удовольствием предлагаем вам к просмотру (видео из архива К. Андреева)

Как оценить этот период для телевидения? Все было честное и живое. Были прямые эфиры – это дополнительный стресс для телевизионщиков, но и правды жизни там больше. Не было ручного управления со стороны власти, а была свобода слова, настоящая. Как и должно быть.