Узел связи

Вплоть до середины «девяностых» в г. Заречном не было собственной АТС.

Город обслуживала заводская станция, на тот период уже изношенная морально и физически. Её ёмкость составляла 6000 номеров, а в очереди на установку телефонов было записано 15 тысяч человек. И уже лет десять эта очередь с места не двигалась.

1 апреля 1993 г. на базе городской АТС был создан филиал ПО «Старт» - «Радиотелефонная компания». Директором филиала был назначен Олег Владимирович Климанов. Финансовое положение градообразующего предприятия в то время было очень сложным, денег на модернизацию устаревшего оборудования не было. И тогда городская администрация, с согласия заводской администрации, решила взять связистов под свое крыло.

Директор МУП "РТК" Олег Владимирович Климанов

Директор МУП "РТК" Олег Владимирович Климанов

На планерке в МУП "РТК"

На планерке в МУП "РТК"

В мае 1995 г. было создано муниципальное унитарное предприятие «Радиотелефонная компания» (МУП «РТК»). За период с 1995 по 1996 гг. была произведена реконструкция городской АТС. Город заключил контракт с совместным российско-словенским предприятием «ИскраУралТел» в Екатеринбурге на поставку современной цифровой станции SI - 2000.  Это позволило расширить емкость местной телефонии до 20000 номеров.

Операцию было решено провести в течение одной ночи. Связистам выделили на это четыре часа. Ровно в 00 часов в ночь с 23 на 24 марта 1996 г. город полностью лишился связи. На улицы выехали милицейские машины с рациями, на случай экстренных ситуаций: кому-то могла понадобиться срочная медицинская помощь. Почти в полном составе дежурили городская администрация и другие службы. Но специалисты уложились в два часа. И утром город проснулся с новой, современной связью: в телефонных трубках пропали треск и шум, голоса от параллельных разговоров, улучшилась слышимость.

Узел связи г. Заречного

Узел связи г. Заречного

К 8 тысячам телефонных абонентов добавились еще 12 тысяч. Правда емкость кабельных линий осталась прежней. Поэтому одной из главных забот МУП «РТК» на ближайшее время стала их прокладка. Тем не менее, за четыре последующих года в городе появилось еще 8000 абонентов. Столько же, сколько за 30 предыдущих. Причем, за переход на цифровую связь никому из зареченцев не пришлось платить. Хотя в Пензе за такую операцию абонент должен был выложить определенную сумму.

В дальнейшем развитие РТК шло по разным направлениям. Развивалась транковая радиосвязь и телематические услуги (Интернет). Предприятие зарегистрировалось как провайдер, и к началу 2000 г. имело уже 100 абонентов. Была получена и лицензия на пейджинговую связь. Обслуживание обыкновенной проводной радиосети также оставалось в сфере деятельности городской связи.

Несмотря на то, что цены на услуги предприятий связи в то время устанавливало государство (через ОАО «Связьинформ»), в РТК, как могли, пытались смягчить ценовой пресс. Например, стоимость установки квартирного телефона в Заречном была заметно ниже, чем в Пензе. Администрация города покрывала затраты на телефонную связь льготников (а таковых насчитывалось до 40% среди квартирных абонентов). За счет прибыли компания оплачивала телефонную плату всем связистам-ветеранам города. Помогала обществу инвалидов. Спонсировала конкурс бальных танцев и др.

Подключение новых абонентов

Подключение новых абонентов

Прокладка кабеля

Прокладка кабеля

Читайте также

Вспоминает Олег Владимирович Климанов, в 90-е - генеральный директор МУП «Радиотелефонная компания»

Говоря о Заречном, необходимо понимать, что было несколько этапов развития телефонной связи. Все начиналось с ручных телефонных станций (РТС) с коммутаторами и операторами – телефонистками. Следующим шагом стали автоматические станции (АТС), первоначально они были декадно-шаговые.

К началу девяностых АТС в г. Заречном была декадно-шаговой и являлась подразделением 13-го цеха завода, входила в его участок связи. Следующим этапом в ее развитии должен был стать переезд в новое здание, которое специально для этого возводилось на ул. Светлой, на месте сегодняшнего жилого дома у «Глобуса». Эта станция уже должна была стать координатной, но со зданием, как говорится, не сложилось, и в городе появился долгострой. Параллельно с этим пришло ясное понимание, что даже координатные станции – это прошлый век, и Заречному все же нужно переходить на качественно новый уровень телефонии.

Строительство дома на ул. Светлой

Строительство дома на ул. Светлой

В 1993 г. местная администрация под руководством Н.Г. Васильченко вышла с инициативой – провести глубокую модернизацию телефонных станций. Начались переговоры с ПО «Старт». В итоге было достигнуто соглашение, по которому руководство города брало на себя поиск необходимых средств и создание на существующих площадях цифровой станции. После этого завод передавал муниципалитету кабельные сети и здание.

В следующем году нашли производителя – совместное российско-словенское предприятие ISKRA-TEL, базировавшееся в Екатеринбурге. Они разработали соответствующий проект, и в 1995 г. было создано новое муниципальное предприятие – «Радиотелефонная компания». Территориально оно располагалось по адресу: пр. 30-летия Победы, д. 23. Первый этаж занимала почта, с торца здания находился переговорный пункт, над ним помещался коммутатор. Затем переговорный пункт переехал в помещения бывшего книжного магазина, стал более просторным и современным. Освободившиеся помещения мы забрали себе.

Узел связи г. Заречного

Узел связи г. Заречного

 

Если вы помните, раньше нумерация в Заречном была четырёхзначной. Первоначально телефонов было немного, и четырех цифр, в общем-то, хватало. И в Пензу мы звонили через коммутатор: шли на телефонную станцию, заказывали переговоры и ждали, чтобы в Пензу позвонить. Потом мы с Я.М. Каневским, который в ту пору был начальником междугородней телефонно-телеграфной станции, разработали проект, установили оборудование, проложили кабель, образовали несколько новых каналов, и нас присоединили к пензенской сети, как все остальные районы области. В Пензу стало возможным позвонить по коду. Так было проще и удобнее, однако связь при этом все равно оставалась междугородней, и платить за нее нужно было соответствующим образом. Номера стали пятизначными: у Заречного был код 84149. И только в 2004 г. мы добились пензенской, шестизначной нумерации.

Спрос на подключение к сети был огромным. К середине 1990-х годов емкость действовавшей АТС составляла 6500 номеров. А потребность была в три раза выше – порядка 20000. Раз в неделю собиралась специальная комиссия под руководством главного энергетика завода, которая рассматривала соответствующие заявления от граждан. После перехода на цифру процесс телефонизации серьезно ускорился. Людям конечно, приходилось ждать, но гораздо меньше. Вопрос был в способности быстро подключить всех желающих.

Качество связи также улучшилось, как минимум, на порядок. При использовании декадно-шаговых станций человек, например, мог «застрять» между двух соединений. Представьте: вы говорите – и в ваш разговор кто-то влезает. Начинается типовой диалог:

- Положи трубку!

- Сам дурак! Это ты положи трубку!

Ну, и к тому же – разные трески, шумы… Когда же мы поставили цифровую станцию – все это ушло. Люди иногда не понимали, почему вдруг стало так тихо в трубке? Может быть, их забыли соединить? Появился и моментальный набор номера. Помните, как раньше ждали набора каждой цифры – тр-тр-тр-тр-тр…

Центр управления городской АТС

Центр управления городской АТС

Получить пензенскую нумерацию нам было не то, что сложно, а нереально. Это было запрещено нормативными актами, которыми не допускалась организация связи в двух разных городах, но чтобы у них при этом была общая нумерация.

За отдельным решением Минкомсвязи мы неоднократно ездили в Москву, получали специальную лицензию. Все это очень долго и тяжело согласовывали. В министерстве меня знали в лицо, и личные связи помогали в работе.

Решение приняли в 2004 г., а работать над этим вопросом мы начали еще в 1996 г. Вот сколько лет упорно мы шли к этому.

Иначе люди бы до сих пор звонили в Пензу через код города, платили бы за это дополнительные деньги, как за межгород. Это современные тарифы телефонной связи устроены так, что ты платишь за минуты разговора. А тогда ведь все зависело от территории... К хорошему быстро привыкаешь. Никто уже и не вспоминает, как это было раньше.

Модернизация городской телефонной станции была важнейшим делом в моей жизни.

И начиналось все именно тогда – в девяностые…